Евгений Васильевич Богданович


Мал Камышлов по сравнению с другими городами, но историю имеет славную, и люди, так или иначе причастные к истории города, достойны того, чтобы мы знали о них больше и подробнее.

К 300-летию Камышлова впервые был выдвинут кандидат на звание почетного гражданина. С 1968 года выдвижение на звание почетного гражданина в нашем городе стало регулярным, хотя и не ежегодным.

До революции тоже была такая традиция. Звание имели более двух тысяч человек. Среди них есть и камышловцы. Но речь сейчас пойдет не о камышловце, а о человеке, оставившем след в истории нашего города и всего Зауралья.

Евгений Васильевич Богданович — фигура значительная, человек заметный, яркий, многогранный.

Родился он в 1829 году в старинной дворянской семье в Херсонской губернии. После учебы в морском кадетском корпусе стал кадровым офицером Российского флота. Из биографических справок узнаем, что служил он гардемарином Черноморского флота, затем мичманом на Балтийском. Накануне Крымской войны назначен адъютантом Новороссийского генерал-губернатора. Принимал участие в героической обороне Севастополя в 1854-1855 гг. Во время Севастопольской кампании поручик Богданович отличился быстрой постройкой моста для перевозки военных грузов через реку Днестр в Бендерах и умелой организацией помощи раненым.

Это был всесторонне развитый человек, занимался он и писательской деятельностью. Большая часть его произведений — исторические трактаты. Им же написано немало книг религиозного характера. В 1888 году ему был присвоен чин действительного статского советника.

В 1861 году Богданович уже в чине полковника служит в министерстве внутренних дел при графе С.С. Ланском. Ему поручают сложные и ответственные дела. Одно из таких поручений — поездка на Урал с целью усмирения взбунтовавшихся рабочих Вятской и Пермской губерний.

Успешно справившись с поручением, Богданович доложил в Петербург: «Изучив местные условия, нахожу, что единственным надежным средством к предупреждению подобных событий и голода в Уральском крае в будущем была бы постройка железной дороги из внутренних губерний в Екатеринбург и далее до Тюмени. Такая линия, будучи впоследствии проложенной через Сибирь к китайской границе, получила бы важное стратегическое и международное коммерческое значение». Получив необходимые средства, он в 1868-1869 гг. провел изыскания и разработал план строительства железной дороги Казань-Екатеринбург-Тюмень. Долгое время этот проект оставался наиболее детально проработанным маршрутом Транссибирской магистрали.

В 1883 году началась постройка железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени. 13 ноября 1885 года бывшая деревня Аверино стала железнодорожной станцией и была удостоена чести носить имя инициатора строительства железнодорожной магистрали Е.В. Богдановича.

20 февраля 1897 года Е.В. Богданович был избран почетным гражданином Камышлова. В этот день Камышловская земская управа послала ему поздравительную телеграмму, а при женской прогимназии была учреждена стипендия его имени.

«Полезная деятельность и труды Е.В. Богдановича на пользу и преуспевание Уральского края вообще и Камышловского уезда в особенности по проведению Екатеринбургско-Тюменской линии железной дороги известна всем.

Ввиду этого обстоятельства и имея достойно запечатлеть память полезных для Камышловского уезда трудов Е.В. Богдановича земская управа имеет честь ходатайствовать перед Камышловским уездным собранием об учреждении стипендии действительного статского советника (генерал-майора) Евгения Васильевича Богдановича при камышловской женской прогимназии, с ассигнованием ежегодно на сей предмет по 120 рублей, предоставив назначение названной стипендии усмотрению земского собрания.

При этом управа считает необходимым доложить собранию, что в день юбилея Е.В. Богдановича, а именно 20 февраля с.г., председателем Камышловской земской управы была послана ему поздравительная телеграмма».

Предложение об учреждении стипендии действительного статского советника Е.В. Богдановича в Камышловской женской прогимназии земским собранием в сумме 120 рублей было принято. Данная сумма была внесена в смету следующего учебного года.

Помимо железной дороги Е.В. Богданович занимался налаживанием работы речной противопожарной охраны, распространением Обществ взаимного страхования от огня и т.п.
В последние годы жизни общественно-политическая роль Богдановича — автора пропагандистских патриотических брошюр и хозяина политического салона, имела несравнимо большее значение, чем административное влияние занимаемой им должности члена Совета министерства внутренних дел.

Скончался Евгений Васильевич в Ялте в 1914 году.

В благодарность за труды он был удостоен звания Почетного гражданина семи городов: Екатеринбурга, Тюмени, Камышлова, Сарапула, Харькова, Рыбинска и Мурома; его именем назван город Свердловской области.

Источники: Кошкин П. Процветанию края содействовал/П. Кошкин// Камышловские известия. — 1996. — 19 марта (№ 32). — С. 4;
Флягина Е. Почётный гражданин Камышлова и ещё шести городов/Е. Флягина //Камышловские известия. — 2012. — 25 декабря. — С. 3.