7 декабря 1885 года открылось движение поездов через Камышлов.
В экономике страны важное место всегда занимал транспорт. Сибирский тракт, проложенный через Камышлов, оживил город. Зашумели ярмарки, повезли камышловские купцы товары и в Сибирь, и в Ирбит, и на Запад. Но со временем Сибирский тракт, являвшийся единственной дорогой, связывающей Россию с Сибирью, не мог решить возникших новых задач, гужевой транспорт не справлялся с перевозом товаров.
В это время ряд деловых и предприимчивых людей представили правительству обоснованные предложения о необходимости строительства железной дороги. Это давало возможность увеличить торговые обороты России и Сибири. Такая линия, будучи впоследствии продолженной через Сибирь к Китайской границе, получила бы важное международное коммерческое значение.
Одним из первых, кто предложил провести железную дорогу до Тюмени был полковник Евгений Васильевич Богданович. В апреле 1868 года Богданович во главе небольшой экспедиции отправляется в район будущей трассы. А через год Евгений Васильевич возвращается в Петербург с проектом.
11 декабря 1885 года «Екатеринбургская неделя» сообщала: «Днем празднования открытия Екатеринбурго-Тюменской дороги был избран Николин день (19 декабря, новый стиль). Строитель дороги Петр Эрнестович Гетте. Здание вокзала — памятник архитектуры областного значения, построено также в 1885 г.
Евгений Васильевич Богданович был избран почетным гражданином Екатеринбурга, Камышлова, Тюмени, Сарапула. В 1897 году уездное земское Собрание Камышлова, отмечая заслуги Е.В. Богдановича, учредило стипендию его имени при Камышловской женской прогимназии.
Железнодорожный узел ст. Камышлов был открыт 28 июля 1886 года. Состоялось освящение построенной дороги, на которое прибыли губернаторы Перми и Тобольска, руководители дороги, именитые гости, духовенство и купечество многих городов.
Какой она была, наша железная дорога на том участке, который каждый из жителей Камышлова проезжал не один десяток раз?
Давайте представим, что мы вместе с приемной комиссией осенью 1885 года едем по новенькой магистрали от Екатеринбурга до Тюмени. Воспользуемся для этого книгой «Очерки истории Тюменской железной дороги».
«Комиссия отметила на всем протяжении дороги хорошее качество гражданских сооружений — зданий, вокзалов, депо.
Комиссия особо отметила, что железнодорожный путь «принадлежности оного» искусственные сооружения и гражданские здания — устроены прочно: согласно проектам.
К числу недоделок относились: по телеграфу — углубление в землю и перестановка столбов, установка к ним подпоров и установление телефонных приборов по всей линии. По газовому освещению на ст. Камышлов: окончить прокладку газовых труб и установку горелок».
Дальше мы вместе с комиссией проверяем, имеются ли на станции отдельные здания для больницы и бани. Если не находится таковых, записываем: «построить незамедлительно».
Еще комиссия смотрела, как благоустроена вокзальная площадь, а по проекту там обязательно должен был разбит перед зданием вокзала сад, построены дома для железнодорожных служащих. У нас в Камышлове все было сделано согласно проекту. А в саду, старожилы помнят, был и фонтан. Дома же для служащих до сих пор выполняют свою функцию, а ведь им уже 117 лет!
Да, еще интересный факт: согласно проекту, все жилые и служебные здания располагались с правой стороны, если следовать из Екатеринбурга. Вокзалы ст. Камышлов, Тюмень, а также паровозное депо, основные в Камышлове и Тюмени, и запасные в Богдановиче, Поклевской — сделаны из красного кирпича с частичной облицовкой гранитом.
Паровозное здание в Камышлове было сделано на 14 паровозов, в Тюмени — на 6, а на станциях Богданович и Поклевская — на два паровоза каждое.
Регулярное движение поездов началось, вероятно, так. Дежурный станции Камышлов отстучал по телеграфному аппарату соседней станции: «Ожидаю от вас поезд». И поезд пошел в наш город.
Вместе с железной дорогой пришла на станцию Камышлов железнодорожная связь. В то время она состояла из одного стального провода, подвешенного по столбовой линии, идущей вдоль всего пути, да телеграфного аппарата Морзе в комнате дежурного. Но и тогда связь значительно ускоряла продвижение поездов и обеспечивала безопасность.
Перед входом железнодорожных путей на станцию были установлены семафоры, по показаниям крыла семафора машинист, ведущий поезд, узнавал, можно ли въезжать на станцию. В ночное время семафоры освещались керосиновыми фонарями.
Со временем расширилась связь между станциями и управлениями дорог. На участке дороги от Екатеринбурга до Тюмени параллельно первой прошла вторая воздушная линия, на которой подвесили провода дальней телефонной связи, а это, в свою очередь, потребовало установки аппаратуры, позволяющей вести переговоры на большие расстояния.
Для установки трансляционной связи было выделено помещение на втором этаже здания вокзала. Там же разместились телеграф и телефонная станция местной связи на 300 номеров.
Вся аппаратура требовала питания, для этого в подвальном помещении вокзала разместили аккумуляторную. Аккумуляторная, телефон, телеграф работали круглосуточно.
Со строительством железной дороги начала застраиваться и улица, идущая вдоль нее, сейчас Красных Орлов, раньше Крайняя. Здесь жило много семей железнодорожников.
На фото: Железнодорожный мост с западной стороны (Насоново) станции Камышлов. Год примерно 1890-1900. Фото Виктора Бунькова.
Источник: Город старинный — провинции остров. Камышлов: история, судьбы, события : научно-популярная литература. — Екатеринбург : Банк культурной информации, 2004