Дата в истории. Здание в «кирпичном стиле»

Здание расположено в одном из центральных кварталов города и является одним из архитектурных памятников Камышлова. 8 августа 1910 года состоялось торжественное открытие.

Но начало всем работам было положено 14 февраля 1906 года — именно тогда Александр Григорьевич сделал следующую запись в своем журнале: «Среда. Два часа дня. Письмецо от любезнейшего П. П. Наиприятнейшая весть: одобрение проекта мастерской и разрешение на ведение работ по строительству оной».

Здание представляет собой одноэтажный кирпичный объем, прямоугольный в плане, обращенный к улице торцом. Главный фасад составляет единую композицию с воротами, богатую кирпичным декором. Центр фасада акцентирован большим слуховым окном с куполообразным металлическим покрытием, имитирующим лемех, и шпилем. Окно декорировано деревянной резьбой. Углы здания отмечены утолщением кирпичной кладки и завершаются остроконечными башенками со шпилями. Оконные проемы имеют высокие трехчастные наличники, выложенные из фигурного кирпича, включающие три яруса полуколонок. Рисунок оконных переплетов перекликается с формой малых пролетов ворот и оконец полотен. Цокольная часть фасада и завершения наличников выделены камнем (серый гранит). Завершается фасад арочным поясом и карнизом слабого выноса. Крыша овальная, с металлическим покрытием.

Кирпичные ворота трехчастные, полотна ворот деревянные, с оконцами, украшены аппликативной и прорезной деревянной резьбой. Мотивы кирпичного декора ворот те же, что и фасада дома (ширинки, арочки, башенка со шпилем над средним пролетом). В самом центре арки архитектор оставил свой автограф — вглядитесь внимательнее, и вы отчетливо увидите выложенные им инициалы: «АФ».

 

Все, наверное, догадались о каком здании идет речь. Это здание иконостасной мастерской, возведенное на рубеже XIX-XX веков.

Имя архитектора и строителя — Александр Григорьевич Фалалеев. Он был талантливым самоучкой, занимавшийся строительством церквей и оборудованием иконостасов, то есть мест, украшенных художественной резьбой по дереву, где устанавливались иконы. Работал А.Г. Фалалеев по проектам многих мастеров, но в каждом построенном им здании виден один почерк — именно фалалеевский.

До революции в Камышлове ему принадлежал большой деревянный особняк на «каменном этаже», расположенный по улице Красных Орлов, 30 (ул. Крайняя). Рядом с домом был построен кирпичный флигель, в котором до сооружения нового здания располагалась иконостасная мастерская. Это здание сохранило только внешний вид (экстерьер). Интерьер его полностью перестроен.

Камышловские краеведы вплотную занимались изучением наследия А.Г. Фалалеева. Так, П.П. Кошкин утверждал в одной из своих статей, что в 1910 году архитектором-самоучкой было построено новое здание мастерской. Чтобы построить нечто уникальное, отличающееся от всего предыдущего, Александр Григорьевич выписывает из Германии строительные атласы, где были изображены здания в готическом стиле, затем долго, очень долго, почти три года, занимается расчетами и проектированием. По его выражению, он сам нарисовал картинку, т.е. проект будущего здания (так Фалалеев в свое время рассказывал краеведу Павлу Петровичу Кошкину, они с ним были знакомы). Чертеж для утверждения передал в технический отдел городской управы, проект нового здания был одобрен. Павел Петрович Кошкин вспоминал, что Фалалеев собственноручно укладывал первый кирпичный ряд здания, а затем строго требовал с каменщиков качество работы, а на завершающем этапе все кровельные работы выполнил сам. Фалалеев желал построить оригинальное для Камышлова здание. Цель, поставленная архитектором, была достигнута. Бывшая иконостасная мастерская до сих пор выделяется в архитектуре нашего города.

Другой краевед, Ю.А. Васьков, в своем материале «Типография», опубликованном 18 мая 2006 года в газете «Камышловские известия», подробно описывает стиль этого оригинального сооружения А.Г. Фалалеева.
«…Вместе с тем, надо отметить, что по стилистике оно является сооружением своего времени и несет в себе характерный отпечаток периода эклектики, — пишет Юрий Александрович.
— Надо отметить, что неоштукатуренные стены стали одной из отличительных черт зданий, выстроенных Фалалеевым. Центр его выделен узорчатым мезонином с купольным завершением. Покрытие купола имитирует черепицу. Венчает купол шпиль.

Разбирая декорировку иконостасной мастерской, убеждаешься, что в ней присутствуют два стиля: русский и готический. Причем распределение их на фасаде достаточно четкое. Нижняя часть заполнена элементами русского стиля, верхняя — готического.

К зданию иконостасной мастерской примыкают кирпичные ворота, состоящие из трех частей. Каждая имеет форму арки. В центре ворот над фонарем находится монограмма владельца. Но, несмотря на некоторые отрицательные художественные моменты, сооружение отличается целостностью и единством и заслуживает бережного и внимательного отношения».

Ю.А. Васьков озабочен тем, что здание постепенно разрушается. Особенно в плачевном состоянии находятся ворота.

Решением Свердловского облисполкома от 4 декабря 1986 года зданию бывшей иконостасной мастерской Александра Григорьевича Фалалеева был присвоен статус «памятник».

Ю.А. Васьков сожалеет, что в советское время забыли об историко-художественном значении здания: «Пагубные для иконостасной мастерской последствия вызваны реконструкцией соседних территорий. Серые корпуса пятиэтажных домов, обступившие бывшую мастерскую, полностью уничтожили ее характерные особенности в структуре квартала. Сейчас здание кажется хрупкой игрушкой, тогда как раньше не просто привлекало внимание, а создавало ощущение силы и мощи. Остается констатировать, что строителями не было проявлено должного архитектурного такта, не стремились они к гармоничному сочетанию старого и нового».

Продолжение следует.