Я восстал и вперед стал прокладывать путь,
Верю в силу свою, дышит радостью грудь.
Пусть немало преград на пути у меня,
Нет, не жалуюсь я, не хочу отдохнуть.
Лишь свобода и правда — мой главный оплот.
Разве можно теперь не стремиться вперед?
Разве можно народ не вести за собой,
Если виден вдали мне надежды восход?
«Слово поэта свободы»
Муса Джалиль — татарский поэт, воспевший свободу и мужество. Он страстно любил жизнь и Родину, до последнего вздоха боролся за свои идеалы.
Родился поэт 15 февраля 1906 года в Оренбургской губернии, в деревне Мустафино. Он был шестым ребенком в семье. Национальность родителей — татары. Рахима и Мустафа Залиловы (Джалиловы) вскоре после рождения Мусы решили перебраться в губернский город, где жить было гораздо легче, чем в деревне.
Мама и бабушка будущего поэта знали много народных песен и сказок. В череде повседневных забот и трудов они всегда находили время, чтобы приобщить детей к прекрасному. Он еще не ходил в школу, но уже прослыл среди своих сверстников прекрасным рассказчиком. В школе прилежно изучал теологические предметы, особенно ему нравилась светская литература, рисование и пение. Повзрослев, Муса понял, что религия — это не его путь. Итогом его образования стало свидетельство техника, которое он получил на рабфаке педагогического института.
В 21 год молодой человек становится студентом Московского государственного университета. Перед этим успевает создать в родном селе комсомольскую ячейку. В университете он учится на литературном отделении. Соседом по общежитию у него был Варлам Шаламов, который отлично помнит, какой любовью у окружающих пользовался Муса Джалиль. Этого пламенного комсомольца очень уважали за его замечательные стихи, которые Муса декламировал на татарском языке.
После окончания ВУЗа Джалиль работает в столичных татарских газетах, журналах. В 1935 году его позвали работать в Казань, где только что открылся оперный театр. Поэту предложили возглавить литературный отдел театра. Джалиль работает очень увлеченно, подбирает актеров, пишет статьи, рецензии, либретто. Он занимается еще одной очень важной работой — переводит на татарский язык русскую классическую литературу. Знаменитый поэт пользуется большим уважением у земляков и коллег, его избирают депутатом городского Совета, председателем Союза писателей Татарии.
Муса очень рано начинает писать стихи, его первые произведения публиковались в местной газете. До 41 года у этого поэта вышло 10 сборников стихов. Первый из них называется «Мы идем» (1925), сборник вышел в Казани, следующий сборник «Товарищи» выходит в 1929 году. Муса был не только партийным функционером, этот талантливый литератор успевал писать песни, поэмы, пьесы для детей, занимался публицистикой, работал с молодыми поэтами.
В период студенчества Джалиль не только получил хорошее образование, но и нашёл друзей, стал популярным. Его творчество нравилось однокурсникам, стихи татарского поэта часто звучали на студенческих вечерах. Одаренный юноша был принят в столичную ассоциацию пролетарских писателей. Джалиль подружился с Михаилом Светловым, Александром Жаровым, бывал на вечерах, где выступал Маяковский.
В 1934 году молодой татарский поэт выпускает очередной сборник стихов. В эту книгу были включены стихотворения на тему комсомола. После выходит еще один сборник Джалиля — «Стихи и поэмы». Эти произведения показали читателям, как поэт оттачивает свое мастерство. Теперь он мыслит философскими категориями, умело пользуется выразительными средствами языка.
Творческую деятельность писателя внезапно прервала Вторая мировая война. Джалиль не обязан был служить, но сразу же отправился на фронт и оказался в конной разведке. Узнав о литературном таланте бойца, командование сделало его военным корреспондентом и политруком во Второй Ударной армии. Через год поэт получил тяжелое ранение, дальше — оказался в плену и концлагере.
Далее он вступает в ряды «Идель-Урал» — немецкий легион. Суть этой организации была такова: после провала блицкрига 1941 года и яростного сопротивления Советского Союза война затягивалась. С целью подрыва единства советского народа нацисты решили сыграть на национальных чувствах жителей республик. Они привлекли в свои ряды образованных людей и создали из них специальную организацию. «Идель-Урал» стала союзом народностей Поволжья, которым управляли нацисты. Задача организации — воспитание идейных противников СССР с целью дальнейшего проведения идеологической подрывной деятельности. Те, кто вступил в ее ряды, были снаряжены, накормлены и помещены в нормальные условия. Пленные вначале хотели устроить бойкот, но затем решили сделать вид, что соглашаются, а на самом деле заниматься подрывом изнутри.
Муса Джалиль был одним из идейных вдохновителей сопротивления. Это стало его вкладом в историю страны наравне с творчеством. Муса прикрывался просветительской деятельностью и посещал лагеря. Но вместо пропаганды нацистских идей организовывал побеги, думал о восстании. В течение года Джалиль участвовал в организации подполья, однако замысел был раскрыт за несколько дней до восстания.
Джалиль был арестован в 1943 году и отправлен в тюрьму Моабит, а в 1944-м 25 августа его казнили на гильотине. Где он похоронен, неизвестно.
Военнопленные, которые сидели вместе с Мусой, вспоминали потом, что он в ожидании приговора тревожился лишь о том, что на Родине будет считаться предателем. Поэтому поэт постарался изложить свои поступки в стихах, которые писал в то время. В гитлеровских застенках поэт написал сотни стихов, 115 из них дошли до потомков. Вершиной его поэтического творчества является цикл стихотворений «Моабитская тетрадь». Сборники стихов действительно представляют собой две тетради, чудом сохранившиеся в тех нечеловеческих условиях. Сокамерники поэта по лагерю Моабит, Плетцензее передали тетради советским властям. Было еще две тетради, переданные в НКВД турецким гражданином, но их следов найти не удалось.
На передовой, в лагерях смерти поэт писал о войне, о злодеяниях фашистов, о тяжелом положении заключенных, их несокрушимой воле. Это стихотворения «Каска», «Азимут» «Четыре цветка». Очень точно, пронзительно он писал о зверствах врагов в стихотворении «Они с детьми погнали матерей…», которое вошло в цикл «Варварство». Но даже в лагерях поэт не забывал о лирике, романтизме и юморе, посвятив этому стихотворения «Любовь и насморк», «Сестричке Иншар». В 1953 году стараниями Константина Симонова, в руки к которому попали стихотворения Мусы Джалиля, написанные в гестаповских застенках, поэта реабилитировали. Спустя четыре года за совершенный подвиг ему посмертно присвоили Героя Советского Союза, а его произведения вернули татарскому народу.
На основании информации с сайтов: https://www.nur.kz и https://biographe.ru