В нашем городе есть много зданий, хранящих свою историю. Сегодня нам бы хотелось рассказать об одном из них — о Щербаковской мельнице.
К сожалению, сегодня это здание представляет собой полуразрушенные каменные стены, которые продолжают разрушаться.
Но обо всем по порядку…
Вначале мельница была небольшая: раструс на два камня и одно вальцовое отделение, в котором находилось 9 станков. Отдельного отбойного отделения при мельнице не было, оно находилось в корпусе вальцового. Его пристроили в советский период, в 1925 году. Силовая установка состояла из парового котла батарейного типа системы инженера Шухова и паровой машины мощностью около 120 л.с. Кроме того, имелась небольшая одноцилиндровая машина примерно на 30 л.с., которая приводила в движение раструсное отделение. Машина же в 120 лошадиных сил приводила в движение вальцовое отделение.
В 1905-1906 гг. мельница значительно расширяется, как производственные корпуса, так и машинное и котельное помещения. Устанавливается новейшая по тому времени паровая машина «Зульцер» мощностью 240 л.с. Значительно переоборудуется вальцовое отделение, раструсное работает на 4 камня.
В 1915 году при мельнице было электрическое освещение, что являлось новшеством для нашего города. Электроэнергию вырабатывала динамо-машина. Производственные корпуса и квартиры были полностью электрифицированы.
Топливом для парового котла служили березовые дрова, за смену (12 часов) сжигали до 34 кубометров. Дрова заготовляли крестьяне окрестных деревень. В качестве топлива использовался и торф, который добывали в бору на левом берегу Пышмы.
За сутки на мельнице перерабатывали на муку около 100 тонн зерна. Раструсное отделение в основном мололо зерно для крестьян окрестных селений. Щербаков имел в Камышлове свои лавки, в которых торговали крупчаткой (мукой высшего качества), одна из них была на улице Заводской (современная Пролетарская). Крупчатку отправляли и в другие города России.
Управляющим мельницы был Виктор Григорьевич Щербаков — сын Григория Гордеевича, который жил в Екатеринбурге. Кроме мельницы в Камышлове ему принадлежали в Екатеринбурге мазеколесный, клеевой и свечной заводы, основанные в 1880 году. Виктор Григорьевич был передовым человеком своего времени. Он беспокоился о материальном положении своих рабочих. К каждому христианскому празднику они получали бесплатно муку.
Научно-технический прогресс не стоял на месте, мощности завода увеличились во много раз. Мельзавод стал выпускать за сутки 160 тонн высококачественной муки и 150 тонн обогащенных комбикормов. На большой территории стояли длинные склады, рядом с ними — комбикормовый цех, клуб, контора, лаборатория. А над крышами этих строений, как корабль над морскими волнами, гордо возвышается белокаменный размольный цех. Сложные механизмы цеха приводились в движение мощным электродвигателем. Днем и ночью напряженно работал гигантский организм агрегатов. Из зерносклада по желобу беспрерывным потоком в бункеры текло золотое зерно пшеницы.
Виктор Григорьевич встретил события февральской революции 1917 года в рядах сочувствующих, среди демонстрантов с красным бантом на груди пел «Отречемся от старого мира».
Нужно отметить, Виктор Григорьевич был актером-любителем. Играл в спектаклях в летнем театре на Бамбуковке. Играл он на сцене и в советский период. Его дом на улице Пролетарской, № 17 до сих пор сохранился.
Источники:
1. Петр КОШКИН, краевед. (Камышловские известия. — 2000. — 17 октября. — с. 2).
2. Из блокнота рабселькора «Мельница» (Рабселькор — Б. Аполозов) http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse.aspx?o1=12356&q=true&f=p